Головатая

Галина Головатая фото 

Головатая

Галина

Федоровна

Кандидат     искусствоведения           профессор

 

Музыковед, кандидат искусствоведения. Диссертация: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Текст и версии» (научный руководитель Е.Б. Долинская, 2008). Доцент (2013).

Биография

Родилась в г. Узловая Тульской области. В 1991 году окончила Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова. Занималась разработкой новых магнитомягких материалов в автомобильной промышленности. В 2001 году окончила вокальный факультет Института современного искусства (класс Заслуженной артистки РФ, профессора РАМ имени Гнесиных Е.И. Шевелевой), затем последовала аспирантура по направлению «Музыкальное искусство» и дальнейшее присвоение квалификации «Педагога высшей школы».

В 2006 году стала соискателем Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, где в 2008 году успешно защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор МКГ имени П.И. Чайковского Е.Б. Долинская). В 2012 году в издательстве «Композитор» была опубликована монография по теме исследования.

Педагогическую деятельность начала в 2002 году. Будучи аспиранткой читала курс лекций по «Истории вокального искусства» и осуществляла руководство выпускными рефератами в Институте современного искусства.

С 2006 по 2017 гг. – доцент Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Вела лекционные курсы по «Истории вокального искусства», «Методике обучения», «Истории музыкально-театрального искусства», осуществляла руководство педагогической практикой и выпускными квалификационными работами.

С 2015 года и по настоящее время преподаёт в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре истории и теории исполнительского искусства (лекционные курсы «Методика обучения». «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет руководство выпускными рефератами ассистентов-стажёров).

С 2016 года – профессор кафедры оперного пения Российской государственной специализированной академии искусств. Преподает «Историю исполнительского искусства», «Методику обучения», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами.

Сфера научных интересов — актуальные проблемы современного музыкального театра, теоретические аспекты вокального исполнительства и педагогики, ведёт концертно-просветительскую деятельность. С 2018 года является старшим научным сотрудником «Центра комплексных художественных исследований».

        

Дополнительно:

С 2003 по 2010 гг. являлась сотрудником Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы (ныне Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства), занимая должность методиста вокального отдела.

         В период работы в Методическом кабинете разработала учебно-тематический план курсов повышения квалификации для преподавателей академического пения Детских школ искусств, приняла непосредственное участие в их организации и проведении на базе МГИМ имени А.Г. Шнитке; организовала ряд мероприятий (конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов, концертов, методических смотров), направленных на выявление и распространение практического педагогического опыта в области обучения детей вокальному искусству, устанавливающих определённые художественные и методические критерии оценки качества творческих результатов данного направления. В их числе:

  • методические проекты: «Педагогические чтения», «Дмитриевские чтения», смотры педагогических работ;
  • фестивали детского и юношеского художественного творчества (более 10 проектов различной тематической направленности).
  • ежегодные концертные проекты.

Принимает участие в межвузовских научных конференциях и семинарах, проводит мастер-классы в рамках международных конкурсов и фестивалей, приглашается для работы в жюри.

Творческая и профессиональная активность оценены следующими наградами:

– Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005 год);

– Почётная грамота Департамента культуры города Москвы «За большой вклад в развитие культуры города Москвы» (2008 год);

– грамоты и благодарственные письма образовательных учреждений и творческих организаций.

         Публикации:

  1. Поэтическое слово Пушкина в опере Чайковского «Евгений Онегин». — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» Ч. II/ Сост. Е.Б. Долинская, И.П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС - Экспресс, 2004. — С. 243-252.
  2. «Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» Ч. II/ Сост. Е.Б. Долинская, И.П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС - Экспресс, 2004. — С. 252-259.
  3. Опера, написанная П.И. Чайковским для консерватории. // «Музыкант-классик» №3 — 2004. — С. 6-9.
  4. «Вокал в ДМШ — новаторство или традиция?» //   «Играем сначала» № 8 — 2004.
  5. «Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. // «Музыкант-классик» №1—2005. — С. 16-19.
  6. Современная режиссура в оперном театре и её «pro at contra». — «Из наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 4. — С. 182 – 193.
  7. Музыкальные краски мюнхенского лета. // «Музыкант-классик» №10 — 2005. — С. 13-15.
  8. Знакомьтесь, Николай Борчев! // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 13-17.
  9. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в контексте версий XXI века. — «Из наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 6. — С. 160-179.
  10. «Норме» Беллини изменили сценическую норму. // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 11-12.
  11. «Осторожно — детский голос!» — Педагогические чтения — 2004: «Общее художественное образование: традиции и современность» / Ред.-сост. А.С. Цодокова, Е.И. Гудова, М.: Методич. Кабинет по учеб. Заведениям культуры и искусств, 2005. — С. 166-171.
  12. Феномен множественности художественных версий: «Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского. // «Музыковедение» №4—2006. — С. 9-14.
  13. «Ужель та самая Татьяна?..» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9-11.
  14. «Не пушкинского слова не будет!» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 11-13.
  15. Ширвани Чалаев и Гарсия Лорка. // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9-11.