Подробнее
Должность: Профессор кафедры оперного пения.
Дисциплины: Методика обучения вокалу, История исполнительского искусства, Музыкальное исполнительство и педагогика, Актуальные проблемы вокального искусства, Методика преподавания академического пения в высшей школе.
Образование: НОУ Институт современного искусства.
Специальность: Оперное пение.
Квалификация: Оперно-камерная певица.
Дополнительное к высшему: НОУ Институт современного искусства
Квалификация: преподаватель высшей школы.
Ученая степень:-
Ученое звание: Доцент.
Общий стаж работы: 29 лет.
Стаж работы по специальности: 15 лет.
Повышение квалификации:
1) Удостоверение о повышении квалификации Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского "Актуальные проблемы современного музыкального искусства" 770400062829 от 15. 06. 2016 г.;
2) Удостоверение ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры «Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей высшей школы» от 01.04.2019 г.
Музыковед, кандидат искусствоведения. Диссертация: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Текст и версии» (научный руководитель Е.Б. Долинская, 2008). Доцент (2013).
Родилась в г. Узловая Тульской области. В 1991 году окончила Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова. Занималась разработкой новых магнитомягких материалов в автомобильной промышленности. В 2001 году окончила вокальный факультет Института современного искусства (класс Заслуженной артистки РФ, профессора РАМ имени Гнесиных Е.И. Шевелевой), затем последовала аспирантура по направлению «Музыкальное искусство» и дальнейшее присвоение квалификации «Педагога высшей школы».
В 2006 году стала соискателем Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, где в 2008 году успешно защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор МКГ имени П.И. Чайковского Е.Б. Долинская). В 2012 году в издательстве «Композитор» была опубликована монография по теме исследования.
Педагогическую деятельность начала в 2002 году. Будучи аспиранткой, читала курс лекций по «Истории вокального искусства» и осуществляла руководство выпускными рефератами в Институте современного искусства.
С 2006 по 2017 гг. – доцент Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Вела лекционные курсы по «Истории вокального искусства», «Методике обучения», «Истории музыкально-театрального искусства», осуществляла руководство педагогической практикой и выпускными квалификационными работами.
С 2015 года и по настоящее время преподаёт в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре истории и теории исполнительского искусства (лекционные курсы «Методика обучения». «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Введение в специальность», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет руководство выпускными рефератами ассистентов-стажёров).
С 2016 года – профессор кафедры оперного пения Российской государственной специализированной академии искусств. Преподаёт «Историю исполнительского искусства», «Методику обучения», «Актуальные проблемы исполнительского искусства», осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами.
Сфера научных интересов — актуальные проблемы современного музыкального театра, теоретические аспекты вокального исполнительства и педагогики, ведёт концертно-просветительскую деятельность. С 2018 года является старшим научным сотрудником «Центра комплексных художественных исследований».
Дополнительно:
С 2003 по 2010 гг. являлась сотрудником Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы (ныне Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства), занимая должность методиста вокального отдела.
В период работы в Методическом кабинете разработала учебно-тематический план курсов повышения квалификации для преподавателей академического пения Детских школ искусств, приняла непосредственное участие в их организации и проведении на базе МГИМ имени А.Г. Шнитке; организовала ряд мероприятий (конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов, концертов, методических смотров), направленных на выявление и распространение практического педагогического опыта в области обучения детей вокальному искусству, устанавливающих определённые художественные и методические критерии оценки качества творческих результатов данного направления. В их числе:
методические проекты: «Педагогические чтения», «Дмитриевские чтения», смотры педагогических работ; фестивали детского и юношеского художественного творчества (более 10 проектов различной тематической направленности); ежегодные концертные проекты.
Принимает участие в межвузовских научных конференциях и семинарах, проводит мастер-классы в рамках международных конкурсов и фестивалей, приглашается для работы в жюри.
Творческая и профессиональная активность оценены следующими наградами:
– Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005 год);
– Почётная грамота Департамента культуры города Москвы «За большой вклад в развитие культуры города Москвы» (2008 год);
– грамоты и благодарственные письма образовательных учреждений и творческих организаций.
Публикации:
Поэтическое слово Пушкина в опере Чайковского «Евгений Онегин». — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» Ч. II/ Сост. Е.Б. Долинская, И.П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС - Экспресс, 2004. — С. 243-252.
«Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. — Межвузовский сборник научных статей «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры» Ч. II/ Сост. Е.Б. Долинская, И.П. Пивоварова, Магнитогорская государственная консерватория. Магнитогорск: АРС - Экспресс, 2004. — С. 252-259.
Опера, написанная П.И. Чайковским для консерватории. // «Музыкант-классик» №3 — 2004. — С. 6-9.
«Вокал в ДМШ — новаторство или традиция?» // «Играем сначала» № 8 — 2004.
«Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и русских художников. // «Музыкант-классик» №1—2005. — С. 16-19.
Современная режиссура в оперном театре и её «pro at contra». — «Из наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 4. — С. 182 – 193.
Музыкальные краски мюнхенского лета. // «Музыкант-классик» №10 — 2005. — С. 13-15.
Знакомьтесь, Николай Борчев! // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 13-17.
«Евгений Онегин» П. И. Чайковского в контексте версий XXI века. — «Из наследия композиторов XX века». Материалы творческих собраний молодых исследователей в Союзе московских композиторов. — М., 2005. — Вып. 6. — С. 160-179.
«Норме» Беллини изменили сценическую норму. // «Музыкант-классик» №11 — 2005. — С. 11-12.
«Осторожно — детский голос!» — Педагогические чтения — 2004: «Общее художественное образование: традиции и современность» / Ред.-сост. А.С. Цодокова, Е.И. Гудова, М.: Методич. Кабинет по учеб. Заведениям культуры и искусств, 2005. — С. 166-171.
Феномен множественности художественных версий: «Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского. // «Музыковедение» №4—2006. — С. 9-14.
«Ужель та самая Татьяна?..» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9-11.
«Не пушкинского слова не будет!» // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 11-13.
Ширвани Чалаев и Гарсия Лорка. // «Музыкант-классик» №3 — 2006. — С. 9-11.
Приношение «покровцев» великому Мастеру. // «Музыкант-классик» № 4 — 2006. — С. 8-11.
Мистический фарс Юрия Каспарова «Ворон». // «Музыкальная жизнь» № 11 — 2006. — С. 10-11.
Студенты Московской консерватории играют «Весеннюю сказку». // «Музыкант-классик» №10-11 — 2006. — С. 11-13.
Шедевр фортепианной транскрипции. // «Музыкант-классик» №4 — 2007. — С. 19-21.
И голос, и слово, и музыка. // «Музыкант-классик» №10-11 — 2007. — С. 17-19.
Наталья Тимофеева подарила взрослым и детям золотой ключик. // «Музыкант-классик» №11-12 — 2007. — С. 21-23.
«Этой партитуре была уготована особая миссия…» // «Музыкант-классик» №2 — 2008. — С. 10-12.
«Строфы “Евгения Онегина”» Родиона Щедрина в контексте традиций воплощения пушкинского романа. — Школа молодого исследователя: Материалы выступлений на научных конференциях в Союзе московских композиторов. — М., 2008. — С. 28-37.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина и П.И. Чайковского: литературные и театральные версии. — «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования. Сб. научн. тр. ОГИИ. Вып. 4 / Гл. ред Б.П. Хавторин, сост. и научн. Ред. В.А. Логинова. — Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2008. — С. 172- 182.
Симфоническая «Пушкиниана» Геннадия Рождественского. — Школа молодого исследователя: Материалы выступлений на научных конференциях в Союзе московских композиторов. — М., 2008. — С. 72-81.
«Мне захотелось сделать спектакль, который мог бы стать настоящим учебным пособием для детей» // «Музыкальная жизнь» №10 — 2008. — С. 47-48.
Доверять жанру или доверять чувству? — // «Музыкант-классик» №11-12 — 2008. — С. 21-23.
«Звучит виолончель» // «Музыкант-классик» №12 — 2009. — С. 17-19.
Имени Федора Шаляпина. // «Играем сначала» № 3 — 2010.
«Единого звука ради…» // «Музыкант-классик» №8-9 — 2010. — С. 17-18.
«”Евгений Онегин” А.С. Пушкина и П. И. Чайковского. Текст и версии» — М.: «Композитор», 2012. — 240 с.;
Сценические дискуссии вокруг «Евгения Онегина» Пушкина и Чайковского. — Сб. научн. ст. ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Вып. 3. —М: Изд-во ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2012. — С. 102- 112.
Мы выбираем театр! — // «Музыкант-классик» №1-2 — 2015. — С. 15-16.
«Королевская невеста» — // «Музыкант-классик» №5-6 — 2015. — С. 22-23.
«Вокальный факультет» — // Московская консерватория сегодня: К 150-летию со дня основания / ред-сост. Н.О. Власова, Е.Н. Цыбко — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. — 208с.: ил., с. 64-71.
Путь учёного: к 100-летию со дня рождения Л.Б. Дмитриева — // [Электронный журнал] // «Педагогика и искусство» — 2017. — №2 — URL:
Евгений Онегин: известные и неизвестные портреты // Сб. научн. статей «Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы». Т. IV. – Саратов, 2019. – С.143-155.
«Наследник всех своих родных: собирательный образ главного героя поэмы и оперы «Евгений Онегин» – Тамбов, 2019.
Оперная студия открывает путь в театр. – Сб. научн. статей ОГИИ. Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей». – Оренбург, 2019. (Сборник на кафедре – не могу указать страницы!!!)
Общее и особенное в становлении инклюзивного оперного театра // Культура, образование и экономическое развитие современного общества: материалы международной научно-практической конференции (Москва 13 марта 2020). – М.: Изд. Дом «Научная библиотека», 2020. – с. 20-25.
Инклюзивный театр как творческая лаборатория. – // Сб. научн. статей «Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы». Т. XIII. – Саратов, 2020. – С.128-133.